Упредительная система
«У вас есть центры, колледжи, обители; а на самом деле у вас лишь одно сокровище: педагогика дона Боско. Измените все, но сохраните эту педагогику… Господь доверил
вам педагогику, основа которой – уважение к подростку… Храните ее, обновляйте ее, омолаживайте ее, обогащайте ее всеми современными открытиями, приспосабливайте ее к вашим ребятам и их драмам, которые не могли быть известны дону Боско.»Жан Дювалле
В чем же своеобразие этой воспитательной системы? Практика дона Боско – это педагогически-пастырское искусство, поскольку горячую любовь своего служения священника он преобразовал в конкретный замысел воспитания молодежи в вере, ибо педагогика – это искусство, требующее таланта. Это не какие либо статические или магические
формулы, а совокупность условий, благодаря которым человек становится способным на воспитательное отцовство и материнство. Первое из условий – знать свою эпоху и уметь
приспособиться к ней. Затем идут некоторые черты, а именно: А. Творческие способности художника, в которых пастырский импульс сочетался бы с воспитательным разумом. Это такая апостольская любовь, когда человек чувствует свою ответственность за сегодняшнюю атмосферу секуляризации. Тот методический принцип. который заставлял дона Боско
быть истинным художником, это его позиция доброжелательности: он созидает доверие, близость и дружбу. В упредительной системе много харизматичного, много от «призыва», в нее входит также мистика пастырской любви (любовь da mihi animas), а также аскетика «чтобы тебя любили» («Мало любить молодежь. Они должны чувствовать, что их любят»).
Б. В отношениях солидарности с молодежью. Сделать первый шаг,
«пойти к молодежи» – это «первая
и основная воспитательная необходимость». Подросток – это активный субъект в воспитательной
работе, и он должен чувствовать,
что он действительно сам включен
в ту деятельность, которую хотят
осуществить. Без его свободного
сотрудничества ничего невозможно
создать. Таков опыт работы дона
Боско с подростками; он не покорял
их, а разделял с ними ответственность. Сегодня более, чем когдалибо, необходима солидарность в
воспитании, поскольку различные
воспитательные учреждения не
всегда действуют, учитывая особенности формирования подростка.
В. Устремив взгляд на Нового
человека. Цель, которую ставит
перед собой салезианское воспитание – уподобление каждого
подростка Новому человеку (Христу). В светском воспитании этому не придается значения. Для
воспитателя–салезианца Христос
– это лучшая новость, которую он
может сообщить подростку: Бог открывается нам как Отец, и говорит
нам, что во Христе мы все – дети
этого Отца. Нельзя передать большего достоинства или лучшей новости. Лишь Он – Путь, Истина и
Жизнь. Событие – Христос не просто выражает формулировку веры,
это объективный факт человеческой истории. Он нужен каждому
человеку, и каждый стремится к
Нему, хотя и не знает этого. Болезненные поиски эффективности и
религиозный релятивизм наносят
вред формированию личности молодых людей.
Г. Посредством деятельности
упредительного характера. Упреждать – это искусство воспитывать
положительно, предлагая добро таким образом, чтобы оно казалось
привлекательным. Это искусство
помогать молодежи развиваться
духовно, преодолевая внешний
формализм благодаря духовной
свободе. Это искусство привлекать
сердца молодежи, дабы они жили
весело, творя добро, исправляя отклонения и готовясь к будущему.
Д. Объединяя в одно целое разум, веру и доброжелательность,
которые соединяются друг с другом. Это не просто человеческие и
не только религиозные ценности, и
не только любезность, но все три
элемента вместе, существующие
в атмосфере доброжелательности,
трудолюбия, веселости и искренности… Понятно, что применение
упредительной системы для воспитателя превращается во взыскательную духовность. Невозможно
трудиться без известного пастырского милосердия и истинной апостольской любви. Мы говорим о
педагогической святости, привлекательной и в то же время глубокой,
которая отличается веселостью,со
служением молодежи, жертвенностью, трудолюбием и умеренностью (coetera tolle).
Е. С творческим подходом к
свободному времени подростка.
«Жизнь группы – это основной элемент салезианской педагогической
традиции». В Кьери Джованнино
Боско основал «Общество Веселости». Доменико Савио основал
«Товарищество Непорочной Девы;
Микеле Магоне был членом Товарищества Пресвятых Даров… Через
создание ассоциаций салезианцы
доходят до окружения подростка
и до каждого отдельного человека
в группе. Разумеется, необходимо,
чтобы воспитатели всегда были готовы осуществлять компетентное
личное сопровождение, особенно
аниматоров и ответственных лиц.
Источник: http://sdl.sdb.org/greenstone/collect/salesia2/index/assoc/HASH1d88.dir/doc.pdf